В одной старинной загадке-притче говорится: «В теплом царстве стоит
пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в царстве том
стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный
исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются».
Нетрудно догадаться, что в этой загадке, изобилующей метафорическими
образами, речь идет о русской печи, которая сравнивается в ней с
каменной пещерой. «Теплое царство» — это крестьянская изба, в которой
стоит русская печь. В топливнике этой печи есть небольшое углубление,
называемое горнушкой или порском. В этом углублении под слоем золы до
следующей растопки лежит раскаленный древесный уголь — притаившийся
«лютый змий». Если в избе становится холодно («как бывает в царстве том
стужа»), то в печи от сохранившихся в горнушке угольев разжигают огонь и
кладут сухие дрова. Когда сизый дым завьется над поленьями, а затем с
веселым треском загорятся в печи дрова, пылающий огонь сравнивают со
сказочным огненным змеем. Недаром в древних мифах огонь нередко обретал
образ Огненного змея, спустившегося с небес на землю.
Русская печь
В представлениях древних славян огонь относили к основным стихиям мироздания. Народная мудрость гласит: «Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце — князь, луна — княгиня».
Не случайно на первом месте стоял огонь. Огонь согревал и освещал жилище, на нем готовили пищу, к тому же он воспринимался как посредник между богом и человеком. Немудрено, что к нему относились со священным трепетом. Вместе с ним предметом поклонения был очаг, в котором огонь хранили и поддерживали. На Руси таким очагом была русская духовая печь, о которой в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».
Опытные хозяйки старались задобрить печной огонь. У славянских народов существовал обычай от каждого горшка пищи, приготовленной в печи, первую ложку приносить в жертву огню. Когда наступала пора затворять в квашне тесто для хлебов, от него отщипывали небольшой кусочек и бросали его в огонь. Когда же пекли блины, то первый блин также бросали в огонь. Чтобы предохранить дом от пожара, время от времени огню скармливали небольшие кусочки сала. В день зимнего солнцеворота, когда солнце поворачивало на лето, а зима на мороз, западные славяне совершали обряд почитания огня домашнего очага. Жарко растопив печь, в пламя бросали толстый дубовый кряж, так называемый бодняк. Затем накрывали стол и устраивали пиршество, почетным участником которого считался огонь очага. Пирующие бросали в него зерна и мелкие монеты, соль, муку, лили вино и масло. При этом они просили у огня семейного благополучия, богатого урожая и удачи во всем. Брошенный в огонь дубовый кряж постепенно обгорал и превращался в большую головешку, покрытую панцирем из раскаленного угля. Чтобы бодняк продолжал гореть дальше, нужно было сбить с него уголь. Кто-нибудь из домочадцев брал кочергу и ударял ею по головешке, от которой во все стороны разлетались многочисленные искры. После каждого удара пирующие приговаривали: «Сколько искр в печи, столько коров в хлеву…» При этом перечислялись лошади, овцы, свиньи, козы и другая домашняя живность.
Русская печь
В представлениях древних славян огонь относили к основным стихиям мироздания. Народная мудрость гласит: «Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце — князь, луна — княгиня».
Не случайно на первом месте стоял огонь. Огонь согревал и освещал жилище, на нем готовили пищу, к тому же он воспринимался как посредник между богом и человеком. Немудрено, что к нему относились со священным трепетом. Вместе с ним предметом поклонения был очаг, в котором огонь хранили и поддерживали. На Руси таким очагом была русская духовая печь, о которой в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».
Огонь в печи представлялся нашим
предком живым существом. Так же как и человек, он ест, пьет и спит. При
хорошем уходе он бывает добрым, ласковым и покладистым. Но не дай бог
разгневать его. Тогда он может рассердиться, подпалит в горшках варево,
обуглит хлебы, зажечь в трубе сажу. Святотатством считалось плюнуть в
печной огонь или залить его водой. Если неряшливая хозяйка после
расчесывания бросит в горящую печь собравшиеся на гребне волосы, то в
наказание за это у нее долго будет болеть голова.
Огонь не прощал тем хозяевам,
которые бездумно раздавали соседям из печи горячие уголья, чтобы те
разжигали от них свою печь. Вместе с угольями дом могли покинуть счастье
и благополучие. Когда хозяйка хотела сказать о себе хорошее или
попросту похвалиться, она говорила: «Ни к кому еще не приходилось мне
ходить за огнем».
Хозяйка у русской печи
Опытные хозяйки старались задобрить печной огонь. У славянских народов существовал обычай от каждого горшка пищи, приготовленной в печи, первую ложку приносить в жертву огню. Когда наступала пора затворять в квашне тесто для хлебов, от него отщипывали небольшой кусочек и бросали его в огонь. Когда же пекли блины, то первый блин также бросали в огонь. Чтобы предохранить дом от пожара, время от времени огню скармливали небольшие кусочки сала. В день зимнего солнцеворота, когда солнце поворачивало на лето, а зима на мороз, западные славяне совершали обряд почитания огня домашнего очага. Жарко растопив печь, в пламя бросали толстый дубовый кряж, так называемый бодняк. Затем накрывали стол и устраивали пиршество, почетным участником которого считался огонь очага. Пирующие бросали в него зерна и мелкие монеты, соль, муку, лили вино и масло. При этом они просили у огня семейного благополучия, богатого урожая и удачи во всем. Брошенный в огонь дубовый кряж постепенно обгорал и превращался в большую головешку, покрытую панцирем из раскаленного угля. Чтобы бодняк продолжал гореть дальше, нужно было сбить с него уголь. Кто-нибудь из домочадцев брал кочергу и ударял ею по головешке, от которой во все стороны разлетались многочисленные искры. После каждого удара пирующие приговаривали: «Сколько искр в печи, столько коров в хлеву…» При этом перечислялись лошади, овцы, свиньи, козы и другая домашняя живность.
Статья подготовлена по материалам книги Геннадия Федотова "Русская печь"
Все, о чем говорилось выше, может быть реализовано в вашем доме!
Все, о чем говорилось выше, может быть реализовано в вашем доме!
0 коммент.:
Отправить комментарий